Иллюзия реальности | FW Magazine

Иллюзия реальности

Фотограф-легенда Эллиотт Эрвитт: «Видеть кадр – это подарок судьбы».

Текст: Наталья Мелюх

8qgJe8Lk2Zc

Эллиотт Эрвитт. Родился в 1928 году в Париже в семье русских эмигрантов. В 1939 году переехал в США. После службы в армии поступил на работу в агентство Magnum Photos, через 15 лет стал его президентом на три срока. В 70‐х снял три документальных фильма; в 1980‐х – 17 комедий и несколько сатирических программ для канала Home Box Office. В свободное время пишет книги и занимается организацией выставок своих работ.

Насколько я знаю, вы знамениты тем, что часто используете иронию в своем творчестве. Как вы нашли свой стиль?

Должно быть, мне приснился плохой сон или что‐то вроде того – не знаю. Я понял, что мир удивителен и что веселиться нужно до тех пор, пока не сделаешь чего‐то дурного. Среди коллег я не отличаюсь особой собранностью, но – вот парадокс – я вполне серьезно отношусь к своей несерьезности.

Почему часть ваших работ выполнена в цвете, а другая – черно-белая?

Чаще всего черно‐белые снимки я делаю себе в удовольствие; цветные – в основном для рекламных проектов или журналов, они более коммерческие. А еще иногда черно‐белая пленка в одной камере заканчивается, и ты снимаешь на другую – с цветной. Здесь нет правил. Но черно‐белая фотография – это то, чем я могу управлять в темной комнате. Для меня это что‐то более личное. Я никогда не печатал и не хотел самостоятельно печатать цветные снимки – привык доверять работу над ними другим людям. Как ни крути, черно‐белая печать гораздо более трудоемкая и представляет для меня больший интерес.

Знаю, вы слышали этот вопрос сотни раз, но как вам удалось получить тот незабываемый кадр с Мэрилин Монро и ее задранной юбкой?

Сделать эти снимки могли многие люди: я имею в виду, что в этот момент я был окружен толпой фотографов. Это была сцена из фильма, но на съемки были приглашены журналисты – Мэрилин Монро тогда была очень популярной. Репортеры сделали множество снимков – не знаю, что случилось с фотографиями у всех остальных, но сохранились почему‐то именно мои. Я провел с Мэрилин и несколько других съемок, в том числе приватных, и хочу отметить, что она очень фотогенична.

8_d2wT0oIqc

Barras food/snack bars, 1996  

Какой из ваших последних снимков заставил вас рассмеяться или же глубоко тронул вас?

Не люблю описывать свои фотографии. Объяснять изображение – все равно что объяснять шутку: как только ты это сделал, шутка умирает. Но не рассказать о своем «Великом шотландском приключении», совместном проекте с The Macallan Masters of Photography, просто не могу. Мы только что закончили работу над книгой, для которой я отобрал 158 фотографий. Все они были сделаны во время двух моих визитов в Шотландию – в общей сложности я провел там 33 дня. Меня вдохновляло все. Сама страна, люди, природные ландшафты, погода. И еще собаки. Известно 12 пород шотландских собак, и я запечатлел их всех. Люди, которые там живут и работают, домашние животные, лошади или овцы, – это целая вселенная, которая существует по своим собственным законам. Девственная, нетронутая природа и сильный, близкий к природе народ.

lTkf2lSs0ok

Naked girl running into sea, 1996

ZqzgysSysHw

Wedding photographer, couple and mother of the bride, 1996

Каким из своих снимков вы гордитесь больше всего?

Фотографиями рождения моего первого ребенка.

Расскажите немного о времени, когда вы были президентом в Magnum и работали под началом Роберта Капы. В чем заключался самый полезный совет, который он вам дал?

Капа пригласил меня стать полноправным членом Magnum в 1953 году. Я познакомился с ним в Нью-Йорке, когда похдил повсюду, показывая свое портфолио и пытаясь найти работу. Роберт был очень добр ко мне: благодаря ему я стал зарабатывать на жизнь.
Работать в Magnum в то время значило быть с людьми, которыми ты восхищаешься. Анри Картье‐Брессон, Капа и Дэвид Сеймур как раз и были теми людьми. Людьми, которые стали моими друзьями. Я учился у них всему. Не тому, как делать фотографии, а тому, как вообще жить. И они были для меня примером для подражания – их характер, а не рабочий процесс. Как ты работаешь – это всегда твое личное. Но меня восхищал их интерес к состоянию людей и реальному миру. В 1968 году меня избрали президентом Magnum, и так случалось три раза. Я провел в агентстве так много лет, что многие редакторы думают, что меня уже нет.

«Не важно, что мы видим – важно, как мы видим. Научиться техническим моментам достаточно просто. Но как только мы переходим к визуальному ряду, начинается творчество. Видеть кадр – это подарок судьбы».

Над каким фильмом вам понравилось работать больше всего?

У меня есть фильм о мажоретках в Техасе, называется «Красота не знает боли». Возможно, это лучшая из моих работ.

Что для вас значит быть фотографом?

Самое главное в работе фотографа – это наблюдение. В каждом моем кадре запечатлены эмоции, чувства или переживания. Сколько нужно секунд, минут или даже часов, чтобы поймать это? Здесь нет правил и готовых формул: даже когда я уже вижу сюжет, мне трудно предугадать, сколько времени я проведу, глядя в объектив, перед тем как появится моя реакция на происходящее в виде фотографии. Иногда все происходит очень быстро, а порой, даже потратив уйму времени, не получаешь когда ходил повсюду, показывая свое портфолио и пытаясь хорошего кадра и приходится искать новых героев. Охота за идеальным кадром – неуловимая игра, она может закончиться где угодно и чем угодно.

Снимок экрана 2014-03-22 в 13.44.54

Dogs in back of 4×4, 1997

Вы снимали многих знаменитостей. Кто вам запомнился больше всего?

За свою жизнь я сфотографировал многих. Пап, президентов, актеров, историков… Я всегда был довольно активным. Они все интересны. Но в священнослужителях есть что‐то действительно забавное. Их облик часто кажется мне нелепым и вызывает смех.

Что вы думаете о современных фотографах?

Что мне нравится в любых (молодых, старых, среднего возраста – неважно) фотографах – это чувство, что им интересна комедия человеческой жизни и что эти снимки хороши с технической стороны – я имею в виду композицию и содержание. К сожалению, сейчас сделать снимок стало настолько просто, что каждый на планете Земля, у кого есть мобильный телефон – уже фотограф. Эти фотографии часто выходят неважными – именно из‐за того, что все так легко. Photoshop и оперативность получения снимков очень снизили качество современной фотографии. Но и среди общей массы все еще порой встречаются хорошие фотографы.

Что для вас значит быть счастливым?

Ничто так не радует меня, как время, проведенное с близкими. Хотя бы раз в год мы собираемся все вместе и делаем официальное семейное фото.

Вы хотели бы жить вечно?

Ранний отход ко сну и ранний подъем помогают двигаться в этом направлении. Так же как доставшиеся гены и жизнь вдали от военных действий. Долгая фотографическая жизнь – лучшая альтернатива.

Снимок экрана 2014-03-22 в 13.44.45

Man jumping off wall into sea, 1996

Метки: ,

Поделиться с друзьями:

Leave a reply